0 Корзина
Товар добавлен в корзину
Каталог товаров
Каталог товаров

Максимальная скорость лодочного мотора в зависимости от мощности

4 минуты чтения

Споры о мощности и скорости на воде, кажется, вечны, как и сама рыбалка. На любом причале можно услышать уверенное заявление, что чьи-то 9.8 «лошадей» легко «делают» соседские пятнадцать. Маркетинговые буклеты производителей, в свою очередь, обещают едва ли не космические показатели, которые на практике почему-то оказываются недостижимыми. Этот вечный спор заставляет задаться вопросом, какую скорость развивает лодочный мотор на самом деле и от чего она зависит, помимо заветных цифр на колпаке.

Попытка найти прямую, линейную зависимость между лошадиными силами и километрами в час оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, она есть, с другой — ее постоянно нарушает целый ворох неучтенных факторов.

Стоит признать, что для большинства владельцев надувных лодок ПВХ и небольших «казанок» основной является не столько сама максимальная скорость, сколько способность комплекта выходить на глиссирование. Именно в этот момент лодка перестает толкать перед собой воду и начинает скользить по ее поверхности, что кардинально меняет и быстроту движения, и расход топлива. И здесь мощность моторного агрегата играет первую, но не единственную роль.

Таблица соотношение л.с. к скорости

Чтобы внести хоть какую-то ясность, приведем усредненные данные. Эта таблица показывает примерный самый высокий темп для стандартной килевой модели ПВХ длиной 3,3-3,8 метра с одним человеком на борту (около 80-90 кг) и минимальным снаряжением в спокойной воде.

Мощность (л.с.)            

Мощность (кВт)        

Максимальная скорость (км/ч)

2.5 - 3.5 л.с.

1.8 - 2.6 кВт

7 - 10 (водоизмещение)

5 - 6 л.с.

3.7 - 4.4 кВт

18 - 25 (глиссирование с 1 чел.)

8 - 9.9 л.с.

5.9 - 7.3 кВт

28 - 35

15 л.с.

11 кВт

35 - 42

20 л.с.

14.7 кВт

40 - 47

30 л.с.

22 кВт

45 - 55

Анализ этой таблицы уже дает пищу для размышлений. Отвечая на популярный вопрос «15 лошадиных сил это сколько км в час?», мы видим диапазон 35-42 километров/ч. Но нельзя не отметить, что увеличение мощности с 5 до 10 л.с. дает почти двукратный прирост быстроты, тогда как скачок с 20 до 30 «лошадей» — куда более скромный. Зависимость явно нелинейная. Каждый следующий км в час после отметки в 40-45 километров/ч требует все большего увеличения лошадиных сил. Мощный подвесной двигатель будет развивать впечатляющий темп, но цена этого будет высока.

Как рассчитать скорость в зависимости от мощности

Любой опытный водномоторник подтвердит: голые цифры лс — это лишь отправная точка. Реальная скорость лодки с мотором — это уравнение со множеством переменных, где подвесной движок — лишь одна из них.

  • Во-первых, вес. Существует эмпирическое правило: для уверенного выхода на глиссирование на каждую лошадиную силу должно приходиться не более 25-30 кг общего веса (лодка + мотор + пассажиры + снаряжение). Превышение этого порога означает, что судно так и останется в переходном режиме, «вспахивая» воду носом и с трудом набирая 15-17 км в час, сколько бы вы ни крутили румпель. Каждый лишний пассажир или сто килограмм снаряжения могут «съесть» 5-10 километров в час от макс быстроты.

  • Во-вторых, гидродинамика корпуса. Плоскодонное ПВХ судно будет иметь меньшее сопротивление и быстрее выйдет на глиссер, но на волне ее поведение оставляет желать лучшего. Килеватая модель потребует чуть больше мощности для старта, зато обеспечит более мягкий ход и лучшую управляемость при высоком темпе движения. Геометрия и обводы корпуса — это то, что отличает хороший моторный комплект от посредственного.

  • В-третьих, настройки. Правильно подобранный гребной винт, оптимальный угол наклона мотора (дифферент), грамотное распределение веса в кокпите — все это способно как «подарить», так и «украсть» до 5-7 км в час. Неправильно настроенный агрегат будет либо «зарываться», либо, наоборот, прохватывать воздух, теряя упор и эффективность. Мощный двигатель с неподходящим винтом будет развивать темп движения меньше, чем менее сильный, но грамотно настроенный лодочный агрегат.

Итоговый вердикт

Погоня за самой высокой мощностью, разрешенной для вашей лодки, не всегда оправдана. Движок нужно подбирать под задачи. Для рыбалки в одиночку на небольших водоемах комплекта в 5-8 лс зачастую более чем достаточно.

Если же в планах регулярные выходы вдвоем-втроем, с большим количеством снаряжения и на крупные акватории, тогда есть смысл смотреть в сторону агрегатов 9.9-20 л.с.

Главная мысль, которую стоит усвоить: не существует волшебной формулы, которая бы точно сказала, сколько км в час покажет ваш моторный комплект. Итоговая скорость — это результат синергии десятка факторов. А грамотно подобранный и настроенный моторный лодочный комплект средней мощности зачастую доставит куда больше удовольствия, чем избыточно сильный, но не согласованный с лодкой двигатель. В конечном счете, важны не цифры на колпаке, а то, как вся система работает в сборе.

Вам может быть интересно

Заявка отправлена

Мы с вами свяжемся в течение 30 минут